НЕЗАВИСИМЫЙ
ЯХТЕННЫЙ
WEB-РЕСУРС



На главную Кают-компания Спорт Туризм Яхт-верфь Фотоальбом
ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет назад наименьшими крейсерско-гоночными яхтами, официально получившими международное признание, были "минитонники". Однако все возрастающая стоимость современных парусников довольно быстро сделала даже эти 7-метровые суда недоступными основной массе любителей семейных плаваний и гонок под парусами. Это обусловило появление в ряде стран Западной Европы (в основном во Франции и Англии) яхт еще меньших размеров - длиной 5-5,5 м. Наиболее удачные из этих "сверхмалых" яхт завоевали популярность и стали строиться сравнительно большими сериями.
Со временем начали устраиваться на них и гонки. Естественно, на старт этих гонок собирались серийные яхты каждого из выпускаемых типов отдельно - "на правах" классов-монотипов, строящихся по единым чертежам. Собрать сколько-нибудь значительное количество участников не удавалось, соревнования получались малопредставительными и малоинтересными. Собрать же в одну стартовую группу яхты, хотя и близкие по размерениям, но построенные по совершенно разным проектам, не удавалось: не было подходящих правил, которые учитывали бы различия в ходовых качествах разнотипных судов и уравнивали бы шансы соревнующихся экипажей. Под действие широко распространенных во всем мире правил ЮН новые яхточки не попадали, так как их размерения оказывались ниже минимального предела, установленного для "минитонников". Пришлось разрабатывать совершенно новые правила - это было сделано во Франции.
Новые правила предусматривали строительство и обмер крейсерско-гоночных яхт с длиной корпуса меньше 5,5 м. Суда объединялись этими правилами в один класс, получивший название "Микро". Правила оказались настолько удачными, что этот новый класс очень быстро завоевал популярность сначала во Франции, а затем в Англии и Италии, В этих странах вскоре были созданы ассоциации "Микро" класса, объединяющие владельцев маленьких семейных крейсерско-гоночных судов, дающих возможность приобщиться к большому парусному спорту людям "со средним доходом", которым не по карману более крупные суда. Получилось так, что вновь созданные правила перенесли на "Микро"-класс те же главные требования, которые сформулированы правилами ЮН (ограничение гоночной длины судна и парусности, фиксация параметров остойчивости), но изложены они были в более простой и доступной форме. Это имело важное значение, так как значительно упростило процедуру обмера. Обмер "Микро"-яхт занимает не более получаса и может быть проведен даже непосредственно во время соревнований.
Нельзя не отметить, что при всей строгости и развитой системе штрафов правила ЮК способствуют созданию парусников довольно уродливой формы. Требование обеспечить заданную остойчивость и желание конструктора любыми путями снизить сопротивление движению привели к разработке проектов "пузатых" яхт - широких на миделе, с острыми оконечностями и высоким бортом.
Правила "Микро"* класса от этого недостатка свободны. В их формулировке требования к остойчивости на кренах 10° и 90° заставляют конструктора использовать максимально допустимый габарит по ширине, но практически ограничивают минимальную высоту борта; требование иметь в каюте три спальных места нормальных размеров и малая допустимая длина не дают возможности заузить оконечности. В то же время правила достаточно жесткие и попасть в "Микрон-класс не так-то просто. Так, остойчивость распространенных в Англии и Франции яхт типов "Кельт-5,5" и "Жуе-18" оказалась ниже требуемой по новым правилам; яхточки типа "Клаб-16" (длина 5 м, ширина 2 м) не обеспечивают размещения в каюте трех человек. О мореходности "Микро"-крейсеров можно судить хотя бы по тому, что французская ассоциация большинство соревнований проводит в Ла-Рошели - в водах Бискайского залива, снискавшего недобрую славу частыми штормами и свирепой - крутой и высокой волной.
По новым правилам в настоящее время уже проводится множество различных соревнований. Практически в каждый из выходных дней владелец "Микро" может участвовать в соревнованиях, проводимых любой из трех европейских ассоциаций. И не случайно в правилах класса записано особое требование к транспортабельности яхт: оговорена возможность их перевозки на трейлере за легковым автомобилем, что заставляет конструктора предусматривать подъемный киль - иначе не уложиться в существующий на автомагистралях вертикальный габарит.
Правила классификации и обмера "Микро"-яхт были подробно разобраны в "КЯ" № 94. Напомним коротко лишь основные их требования: длина и ширина максимальные - 5,5 и 2,5 м; в каюте три человека должны не только размещаться на ночлег, но и иметь возможность свободно сидеть; крен яхты порожнем не должен превышать 10°, когда на выстреле на расстоянии от борта 2,25 м подвешен груз 20 кг; накрененная на 90° яхта должна спрямляться или оставаться в положении равновесия при подвешивании к топу мачты груза 10 кг; полностью затопленная яхта с тремя человеками на борту должна сохранять плавучесть.
Появление судов подобного класса позволяет участвовать в парусных гонках новым тысячам яхтсменов; в то же время в перерывах между соревнованиями и тренировками эти яхты простаивать не будут, поскольку их можно с успехом использовать для ближнего туризма и отдыха на воде.

РИКОШЕТ ("Морской Кот")

Стеклопластиковый "Морской кот" - малая крейсерско-гоночная яхта, полностью соответствующая правилам "Микро"-класса, которые, как это можно заметить, предусматривают прежде всего создание удобного и достаточно комфортабельного семейного крейсера, безопасного, пригодного как для выхода в прибрежные воды морей и даже океанов, так и для плаваний по внутренним водоемам с ограниченными глубинами: при поднятом киле осадка яхточки позволяет подходить к отмелым берегам, где воды, что называется, по колено, но и при этом парусник сохраняет способность лавировать (пусть и не так круто, как при опущенном киле).
Основные данные "Морского кота"
Длина, м: наибольшая 5,5 по КВЛ 4,8
Ширина, м: наибольшая 2,44 по КВЛ 2,00
Осадка, м: С поднятым килем 0,54 С опущенным килем 1,08
Водоизмещение, кг: Порожнее 600 Полное 900
Масса подъемного киля (сви нец/чугун), кг 230/160
Площадь парусов, м2: грот 9,7 генуя 8,6 стаксель 5,2 спинакер 18,5
Применен высокоэффективный плавник с большим удлинением, обеспечивающим хорошие панировочные качества.

Этому же требованию были подчинены выбор формы парусов и распределение площади парусности. Основные черты вооружения более присущи гоночным, чем крейсерским судам. Принятый тип вооружения "3/4" с приблизительно равными по площади генуей и гротом позволяет регулировать пузо грота при изменении ветра путем изгиба мачты; можно уменьшать общую площадь парусности сначала заменой генуи на стаксель (положение ЦП яхты, а соответственно и центровка при этом не изменятся) и уже только потом прибегать к рифлению грота. Взятие рифов с уменьшением высоты по передней шкаторине на 2,5 м уменьшает площадь грота до 4,7 м2. Общая площадь парусов уменьшится при этом до 10 м2, а такую парусность можно будет без особых хлопот нести при ветре до 18 м/с (крен яхты не превысит 30°, если даже экипаж не прибегает к открениванию; если же два члена экипажа сместятся от ДП на борт, крен уменьшится до 20°).
Несколько необычно то, что в кокпите сиденья не доведены до транца на 0,5 м. Это обеспечит большую свободу при швартовных и прочих работах в корме и в то же время должно ограничивать непроизвольное смещение экипажа в корму, существенно ухудшающее ходовые качества столь маленькой, легко дифферентующейся яхты. Представляется, что на ходу рулевой будет находиться на борту, а члены экипажа расположатся у переборки на шп. 7.
Внутреннее расположение "Морского кота" не имеет каких-либо особенностей. По левому борту от переборки на шп. 1 оборудован сплошной диван - до шп. 9 1/2, на котором свободно могут расположиться на ночлег два человека; третье спальное место оборудовано в "гробу" - по правому борту. Может показаться не совсем оправданным отказ от устройства платяного шкафа, однако это сделано, чтобы каюта была более просторной и имелась возможность оборудования четвертого спального места (длина съемной койки - 1,5 м). Под диванами от шп. 6 в корму размещен пенопласт, а в нос - рундуки.
Общий объем багажного ящика и рундуков под диванами составит 0,6 м3, что позволит свободно разместить там одежду, продукты и канистры с пресной водой.
Для размещения мелких предметов, книг, штурманских приборов и карт вдоль обоих бортов в районе шп. 5-7 предусмотрены шкафчики. Конечно, можно оборудовать и шкаф - по правому борту в нос от дивана на месте багажного ящика; при желании можно сделать шкаф на всю высоту помещения, но он не только перегородит каюту, но и будет мешать использованию носового люка каюты. Паруса могут храниться в специально для этого запроектрированном рундуке в каюте и в ящике под сиденьем в кокпите по правому борту.
Камбузный отсек расположен под входом в каюту. Его объема вполне достаточно для того, чтобы разместить здесь двухконфорочную газовую плитку в кардановом подвесе, два 5-литровых газовых баллона и сетку для посуды. Вместо сетки можно оборудовать небольшую посудомойку, что необходимо при плавании в море, где вода соленая. Доступ в этот отсек предусмотрен из каюты (через вырез в переборке), но следует предусмотреть и подъемную крышку, которая будет незаменима для вентиляции отсека.
Шкиперское имущество, швартовные концы, якоря предполагается размещать в форпике. Нижняя часть этого помещения заполнена пенопластом. Вырез в переборке на шп. 1 позволит производить монтаж и демонтаж штаг-путенса, укладку находящегося в форпике имущества и уборку отсека. Имеется и небольшой (300X400 мм) форлюк, снабженный откидывающейся в корму крышкой.
Немаловажным фактором обитаемости малого судна является вентиляция. Внутренние помещения "Морского кота" вентилируются через носовой люк рубки и жалюзные решетки дверей. Во время дождя и для проветривания форпика открывается форлюк. Для вентиляции "гробов" в их конце, на сломе борта, установлены вытяжные дефлекторы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Корпус яхты состоит из трех частей: днище, несущие рундуки-жесткости, палубная секция с рубкой и кокпитом. Каждая секция корпуса производится в технологической матрице - это позволяет, во-первых, получить идеальную наружную поверхность обшивки, а во-вторых - снимать секцию с уже приформованными балками, переборками, подкреплениями и т. п.; это обеспечвает устойчивость формы, технологичность и скорость изготовления, а также требуемую жесткость всех секций яхты.
В качестве материала для изготовления корпуса применен стеклопластик на основе стекловолокна (варианты укладки армирующей стеклоткани приведены в таблице) и ненасыщенных полиэфирных смол типа НП-609-М. Может быть использована и эпоксидная смола, но это приведет к некоторому увеличению трудоемкости работ.

Работы по матричному изготовлению частей корпуса проводятся в специальном помещении, это обеспечивает необходимый температурный режим и микроклимат, важный для правильной полимеризации связующих смол и декоративного покрытия.
Готовые элементы корпуса извлекаются из матриц и собираются вместе на металлическом крепеже и технологической мастике, что позволяет получить практически монолитный корпус.
Затем на яхту устанавливаются киль или швертовый колодец со швертом, мачта, стоячий и бегущий такелаж, руль, иллюминаторы, люки и дефлекторы, а также дельные вещи.
Эксплуатация любой яхты не мыслится без таких дельных вещей, как утки, лебедки, кнехты, закрутка стакселя и т. п. В проекте "Морского кота", помещены чертежи оригинальных механизмов и устройств. Наиболее сложным из них является устройство для подъема и опускания киля (подобное решение в нашем яхтостроении еще не применялось); оно обеспечивает 20-кратный общий выигрыш в силе: нагрузка на рукоятке при весе 230 кг составит не более 20 кгс, для поворота киля на 90° нужно сделать 30 оборотов.
Однако нами был применен вариант для подъема/опускания тяжелого (150 кг.) шверта с помощью шверт-талей, при этом швертовый колодец оснащен системой роликов.
Результаты ходовых испытаний наших яхт, проводимых в течение 2-х лет позволили нам четко определиться с вариантами вооружения яхт. Нами разработаны оптимальные отношения парусности к весу и типу балласта для четырех вариантов оснастки и вооружения яхты:
Гоночная яхта-швертбот,
Гоночная килевая яхта,
Туристическая яхта-швертбот,
Туристическая килевая яхта.
Тот факт, что построенная в 2007 году яхта "Синяя птица" в течение всего сезона успешно гонялась в одной группе с "Револьверами", красноречиво свидетельствует о мореходности и ходовых качествах наших яхт.

СПЕЦИФИКАЦИЯ
Материалов, используемых для постройки яхты:

" Смола полиэфирная…………..220 кг.
" Стекломат……………………..150 кг.
" Закрепитель…………………....5 кг.
" Гелькоут……………………….20 кг.
" Аэросил………………………..5 кг.
" Фанера 8 мм. (2,4х1,25)………2 листа.
" Фанера 18 мм. (1,5х1,5)………1 лист.
" Краска эпоксидная…..………..2 банки
" Яхтенный лак………………....1 банка
" Герметик силиконовый………1 туба
" Доска сосновая обр…………...0,25 м3
" Доска дубовая обр………….....0,1 м3
" Болты М5х30………………….150 шт.
" Трос 3,4 мм. 1,19……………...50 м.
" Канат капроновый 8мм………100м.
" Фал капроновый 6 мм………...50 м.
" Талреп…………………………5 шт.
" Скобы такелажные……………25 шт.
" Труба АЛ-6……………………10 м.
" Ткань лавсановая……………...30 м2.
" Шуруп 1,5м.х3,5………………1000 шт.
" Блочки…………………………10 шт.
" Пенопласт……………………..1,5 м3.
" Цемент М500………………….50 кг.
" Железо листовое (18 мм.)…….85 кг.
" Железный лом для балласта….75 кг.

Предлагаем Вашему вниманию описание проекта яхты-швертбота "Рикошет-Микро", серийное строительство которой мы освоили.
ПРИНИМАЕМ ЗАКАЗЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЯХТ "ПОД КЛЮЧ" (оснастка и вооружение под конкретного заказчика)
Обращаться по тел.: +38 050 5526781, Дмитрий
e-mail: w_sail@mail.ru.
Ориентировочныое время строительства 1-2 мес. Порядок оплаты и комплектация договорные.
Для того, чтобы просмотреть фото, схемы и чертежи в увеличенном виде просто кликните на интересующей Вас картинке и она откроется в новом окне.

Внешний вид. Нажмите, чтобы увеличить.
Устройство яхты. Нажмите, чтобы увеличить.
Схема парусности. Нажмите, чтобы увеличить.
Теоретический чертеж. Нажмите, чтобы увеличить.
Общее расположение и оборудование яхты. Нажмите, чтобы увеличить.
Конструкция корпуса. Нажмите, чтобы увеличить.
Дельные вещи. Нажмите, чтобы увеличить.
© 2008 Black Cat Graphics